Безработица.

Под безработицей понимают вынужденную незанятость, возникающую вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением на рынке труда.
В ходе анализа сущности и причин безработицы выделяют отдельные ее виды.

Фрикционная безработица обусловлена движением работников (поиск нового места работы в связи с переездом на новое место жительства, с окончанием обучения) с целью получить дополнительные преимущества в условиях найма – оплате труда, режиме работы, перспективах карьеры и другое.

Этот вид безработицы связан со свободой выбора профессии, места и времени работы и имеет добровольный характер. В каждый отдельный момент времени часть людей вступает на рынок труда после окончания обучения, часть находиться в процессе смены места работы в силу субъективных причин. Следовательно, фрикционная безработица наличествует даже при условии количественной и структурной сбалансированности рынка труда, когда количество и профессионально-квалифицированная структура рабочих мест полностью соответствуют численности и профессионально-квалифицированным характеристикам рабочей силы. Она непродолжительна – период между увольнением с одного месяца работы и поступлением на другое не превышает 1-2 месяца. Обычно фрикционной безработицей охвачено 2-3% рабочей силы.

Как разновидность фрикционной выделяют порой сезонную безработицу, характерную для отраслей, спрос на труд в которых колеблется по сезонам года (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, строительство и т.п.).

Структурная безработица обусловлена несоответствием структуры спроса и предложения на рынке труда. При том что на рынке труда в целом спрос на труд и предложение труда могут количественно соответствовать друг другу, в разрезе регионов, отраслей, отдельных профессий ситуация может быть иной. Наряду с избытком предложения труда в одних регионах, отраслях, профессиональных группах не исключен избыток спроса на труд в других. Иначе говоря, для ищущих работу имеются вакансии, но по другим профессиям, в других отраслях и сферах деятельности или в других городах и регионах страны.

Постоянное наличие структурной безработицы определяется следующими факторами:

1) действие НТП, предопределяющее возникновение одних отраслей и профессий и отмирание других;

2) диспропорции в развитии отраслей и регионов страны;

3) Особенности географического распределения рабочих мест;

4) Экономические процессы на микроуровне, такие как банкротство одних фирм, сопровождающееся высвобождением кадров и расширение других.

Суть в том, что предложение труда довольно медленно реагирует на изменение

структуры спроса. Имеет место некоторый временной лаг, связанный с необходимостью затрат времени и средств на переобучение, нахождение нового места работы, переезд по необходимости на новое место жительства. В некоторые периоды, связанные с серьезными структурными изменениями в экономике, уровень структурной безработицы существенно возрастает и ее средняя продолжительность достигает от 3 месяцев до 1 года.



Циклическая безработица возникает в периоды спада производства во время кризиса и депрессии, когда совокупные расходы в экономике сокращаются и снижается спрос на рынке труда. Она обусловлена абсолютным превышением предложения труда по сравнению со спросом на труд, т.е. ярко выраженной количественной несбалансированностью рынка труда, и может носить затяжной характер.

Следует отметить, что безработица, вызванная экономическим спадом, может существовать не только в открытой, но и в скрытой форме.

К скрытой (латентной) безработице специалисты относят:

1) находящихся в вынужденных отпусках и вынужденно работающих по сокращенному графику;

2) работающих, но не получающих заработную плату;

3) занятых не в полной мере из-за временного или относительно постоянного отсутствия фронта работ, не повлекшего административных отпусков или официального сокращения графика работы (неэффективная занятость);

4) занятых на работах, не требующих квалификации и опыта, при наличии желания работать по специальности;

5) не имеющих работы, ищущих ее и готовы приступить к ней, но имевших случайные заработки в течении контрольной недели;

6) не имеющих работы, желающих работать и готовы приступить к ней, но не ищущих работу активно (отчаявшиеся в поисках работы).

Выделяют также институциональную безработицу, вызванную неэффективным функционированием инфраструктуры рынка труда (отсутствие, неполная или несвоевременная информация о вакансиях; завышенные пособия по безработице, подрывающие стимулы к трудоустройству, неразвитость программ подготовки кадров и т.п.).

Безработица сопровождается серьезными социально-экономическими последствиями. Прежде всего, стране наносится экономический ущерб. Экономические издержки безработицы связаны в первую очередь с невыпуском продукции. Если экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хотел иметь работу, потенциальное производство товаров теряется безвозвратно. Разницу между фактическим и потенциальным объемами ВВП принято называть отставанием валового внутреннего продукта. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы работник трудился.



Связь между уровнем безработицы и отставанием объема произведенного

валового внутреннего продукта выражается в законе Оукена, который гласит, что если фактический уровень безработицы превысит естественный уровень на 1%, то отставание ВНП составит 2,5%.

К негативным последствиям безработицы относится также снижение уровня производительности и интенсивности труда работающих, рост расходов на преодоление и сдерживание безработицы, социальную защиту от безработицы. Сокращаются налоговые поступления в бюджет страны, поскольку только работающие получают доходы, которые облагаются налогом. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше заработной платы. Ухудшается психологическое состояние безработного, он утрачивает профессиональные качества своей рабочей силы. Растет социальная напряженность в обществе и др.

Масштабы безработицы определяются, во-первых, показателем, который называется абсолютным числом безработных, а во-вторых, нормой безработицы.

Норма безработицы – это отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах.

ru=U:L•100%

где U – число безработных; L – численность рабочей силы; ru – норма безработицы.

14
1.5. Рынок труда и заработная плата.


Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата - это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.

В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата - это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги.

где, Wр- реальная з/п; Wн - номинальная з/п; P - уровень цен на товары.

Цены на факторы производства, в том числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения - работники с их навыками и умениями.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается.

При увеличении заработной платы каждый момент отработанного времени лучше оплачивается, следовательно, каждый момент свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой.

В краткосрочном периоде имеет место эффект масштаба. Это когда увеличение заработной платы увеличивает издержки производства, в результате

уменьшается объем производимой продукции, следовательно, уменьшается спрос на труд.

Помимо эффекта масштаба, при увеличении заработной платы падает цена на капитал, что ведет к увеличению спроса на капитал и снижению спроса на труд. Этот процесс называется эффектом замещения

Сокращение предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, человек располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть, из которых ему к тому же просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, меняется его отношение к свободному времени, увеличить количество которое в данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы. Данная зависимость предложения рабочей силы от уровня заработной платы в форме проявления в определенный момент эффекта дохода характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц. Для экономики в целом функция совокупного предложения труда всегда будет возрастающей из-за циркуляции рабочей силы.

Особую важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения для достижения рыночного равновесия. Очевидно, что оно достигается в точке Е, которой соответствует определенный уровень заработной платы WE и заданное этим уровнем предложение труда LE. Это означает, что все предприниматели, согласные платить зарплату WE, находят на рынке необходимое количество работников. Точка E определяет положение полной занятости.

В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.

В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса на труд и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников. Различные виды работ могут быть в разной мере привлекательными для человека, требовать разных затрат на профессиональное образование, поэтому заработная плата должна стимулировать, например, выполнение менее престижных видов работ или компенсировать материальные затраты на образование. Такая дифференциация в заработной плате называется «уравнивающими различиями».

2.1. Проблемы на рынке труда.
Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику и национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.

В последнее время в России появилась тенденция к увеличению спроса на рабочую силу и одновременно к росту скрытой безработицы. Статистика показывает, что в 2009-2010 гг. население трудоспособного возраста будет составлять около 85,8 млн. человек. Кроме того, продолжается пополнение рынка труда значительным числом увольняемых из рядов вооруженных сил (в основном по сокращению), бывших заключенных, а также мигрантов из стран СНГ. В результате трудовые ресурсы нашей страны будут расти и составят к 2009-2010 гг. около 86,7 млн. человек. Столь значительный количественный трудовой потенциал, подкрепленный еще не растраченными качественными показателями (с точки зрения общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров), мог бы стать базой для обеспечения экономического роста страны. Однако, как показывают результаты статистических анализов, пока этого не происходит. Однако экономическая стабилизация и рост промышленного производства, наметившиеся в 2007-2008 гг., пошел на спад ввиду мирового финансового кризиса.

Важная проблема, перед которой оказался сегодня, рынок труда РФ, связана с увеличением спроса на высококвалифицированную рабочую силу. Нынешняя политика государства, привела к резкому сокращению подвижности рабочей силы.

На Российском рынке труда происходит увеличение спроса на высококвалифицированную рабочую силу. Нынешняя политика государства, привели к резкому сокращению подвижности рабочей силы.

В России осталась высокая гибкость фонда оплаты труда, ее переменная часть составляет 15-40% от фонда.
Борьба с безработицей в России превратилась в битву за сохранение рабочих мест на любых условиях. Пусть с неполной занятостью, со смехотворными заработком, даже вовсе без денег «временно-постоянно». Главное, чтобы Росстат прекратил фиксировать плохо контролируемый рост безработных в стране, побеждающей мировой кризис.

По заверениям правительственных чиновников, «Россия нащупала дно кризиса». Нет тверди под ногами у тех, кому работодатели вместе с профсоюзами готовят положение по законодательству уведомления о предстоящем расторжении трудового договора. Получат их главным образом люди пенсионного и предпенсионного возраста.[6]

Таблица 1 – Прием и выбытие работников и наличие вакантных рабочих мест в августе 2009 года.

Принято работников Выбыло работников В % к списочной численности работников Число вакантных рабочих мест на конец месяца Намечено к высвобождению в следующем месяце
Тыс.* %** Тыс. % принято выбыло Тыс. % Тыс. %
Всего по обследованным видам деятельности 404,8 88,5 516,0 98,1 2,5 3,1 285,2 100,9 41,2 96,1
Добыча полезных ископаемых 17,2 89,1 24,8 111,3 1,8 2,6 9,5 102,8 2,1 92,4
Обрабатывающие производства 124,4 82,8 180,2 96,1 1,9 2,8 70,7 109,7 23,3 88,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 41,0 107,6 42,7 100,6 2,4 2,5 39,3 99,7 2,9 79,1
Строительство 46,0 81,0 62,1 91,1 3,4 4,5 18,3 103,1 3,0 113,3
Оптовая и розничная торговля 82,2 94,2 90,1 97,2 4,4 4,8 44,3 95,3 1,6 113,8
Транспорт и связь 78,6 87,4 98,6 104,1 2,4 2,9 78,9 97,2 6,4 137,5
Финансовая деятельность 15,3 97,7 17,5 96,6 1,7 2,0 24,1 100,3 2,0 108,7

* Тыс. человек

** В процентах к предыдущему месяцу.
Число безработных в России на конец октября 2009 года составило, по оценке, 5,839 миллиона человек, или 7,7 процента экономически активного населения по сравнению с 7,6 процента (5,764 миллиона человек) в предыдущем месяце.

Опрошенные Рейтер экономисты и аналитики прогнозировали, что в октябре безработица составит в среднем 7,7 процента, диапазон оценок составлял 7,6 – 7,9%.
Численность экономически активного населения к концу прошлого месяца составила, по оценке, 75,8 миллиона человек, или около 53 процентов от общей численности населения страны.


К концу 2008 года число безработных в России составляло 5,9 миллиона человек.

В России происходит увеличение численности работников, которые по разным причинам отрабатывают не полное рабочее время, что отражено в таблице 2.
Таблица 2 – Численность работников, работавших неполное рабочее время в августе 2009 года [7]

Работали неполное рабочее время Имели отпуска
По инициативе работодателя По соглашению между работником и работодателем С частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя Без сохранения заработной платы по заявлению работника
Тыс.* %** Тыс.* %** Тыс.* %** Тыс.* %**
Всего по обследованным видам деятельности 369,4 75,6 491,2 85,7 336,5 119,4 899,3 99,3
Добыча полезных ископаемых 13,6 86,4 15,9 102,3 3,2 72,4 30,3 87,5
Обрабатывающие производства 274,2 74,0 262,0 81,4 317,4 121,6 463,9 101,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10,5 87,0 13,4 125,6 1,8 107,5 48,1 99,3
Строительство 24,2 79,9 28,3 108,1 7,3 92,2 94,3 93,5
Оптовая и розничная торговля 10,5 99,5 15,2 85,6 2,6 114,1 52,4 102,3
Транспорт и связь 35,0 73,1 153,2 86,3 3,9 91,0 195,5 97,6
Финансовая деятельность 1,4 101,1 3,1 95,9 0,2 В 3 раза 14,8 102,3

*Тыс. человек

**В % к предыдущему месяцу

Всего по обследованным видам деятельности в августе по отношению к предыдущему месяцу работали неполное рабочее время по инициативе работодателя 75,6% работников, по соглашению с работником и работодателем 85,7%.

По данным Росстата, в конце июля «численность работников, намеченных к высвобождению в следующем месяце» равнялась 42 900 человек. Не исключено,

что увольнения продолжаются и это число к концу года удвоиться.[6]

За семь месяцев потеряли работу в Российской Федерации 3,4 млн. человек. Из них 172 400 – на дополнительно введенные рабочие места. С начала кризиса около 9900предприятий вводили режим неполной занятости работников на производстве.

Между тем количество вакансий, по данным Росстата, в семь раз превышает число намеченных к увольнению людей – в конце лета было 282 600 рабочих мест. Больше всего вакансий в Москве (50 700 рабочих мест) и Московской области (23 100 рабочих мест).

На весь Приволжский федеральный округ, а это 14 субъектов Федерации, Росстат насчитал 33 500 вакансий. Отчего же народ не спешит воспользоваться вакантными предложениями?

Российские регионы рапортуют, что у них действуют антикризисные меры, в том числе по снижению уровня безработицы, что почти 1 млн. человек занят на общественных работах. А большая часть таких работ приходиться на предприятия, где работник из-за неполной занятости или простоя участвует в ремонте, чистке помещений, уборке мусора и получает от государства 4330 рублей. Но главное не в деньгах. А в том, что сохраняются рабочие места. Статистика поправляется.

В Пензенской, Вологодской, Кировской, Саратовской, Свердловской областях власти рапортуют, что активно помогают людям открыть свое дело.

В целом по стране программой предпринимательской деятельности воспользовались в этом году 25 000 человек и получили из федерального бюджета по 58000 рублей каждый. На это израсходовано более 5 млрд. рублей. В прежние годы таких за весь год бывало меньше 8000. До конца года Роструд рассчитывает оказать финансовую помощь еще 40 000 предпринимателей в 38 регионах.

Но потенциальные предприниматели вовсе не возможность получить 58 800 рублей, называют главным условием для того, чтобы открыть свое дело. В Татарстане, Дагестане, Белгородской, Курской, Свердловской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах уверяют, что помогают безработным переехать на новое место. К сентябрю такой помощью государства воспользовались 5000 человек. Из Дагестана за полгода уехали работать в другие регионы юга и центра России, в Сибирь и на Урал более 200 человек. Более тысячи жителей Красноярского края сменили местожительства в регионе и за его пределами. В Челябинске заключено 620 подобных договоров.

Все эти цифры смешные. Недаром министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова предупредила руководителей регионов о возможном значительном росте безработицы, потребовала активизировать и усилить помощь гражданам, находящимся под риском увольнения. И готовиться к продолжению этих мер в 2010 году. Помогать предлагается тем, кто «находиться под риском увольнения». То есть никого не увольнять, пусть хоть заборы каждый день перекрашивают за пять копеек, но чтобы не попали в статистику о безработных.

И усилия дают плоды. По мониторингу министерства. С конца июля еженедельно снижается численность официально безработных – от 0,3 до 2,1%. Но статистика отмечает и снижение доходов населения, которое ускорилось в конце

лета 2009 года. Может быть и из-за борьбы с безработицей.

Таблица 3 – динамика приема и выбытия работников и наличия вакантных рабочих мест [7]

Принято Из них на дополнительно введенные рабочие места Выбыло Из них по причинам Число вакантных рабочих мест на конец месяца Численность работников, намеченных к высвобождению в следующем месяце
По соглашению сторон В связи с сокращением численности работников В том числе в связи с массовым увольнением По собственному желанию
2008 г.
декабрь Тыс.* 405,2 28,6 724,5 100,2 34,2 6,3 446,3 368,4 60,3
2009 г.
январь Тыс. 281,6 25,1 424,0 50,5 34,2 6,3 260,3 329,9 61,1
%** 69,5 87,6 58,5 50,5 100,1 100,7 58,3 89,6 101,4
Февраль Тыс. 306,8 19,0 452,6 50,4 45,9 7,0 280,6 309,5 60,8
% 108,9 75,6 106,8 99,8 134,3 111,2 107,8 93,8 99,5
Март Тыс. 372,2 21,5 502,4 60,1 46,1 9,7 310,6 295,3 52,1
% 106,7 113,3 111,0 119,1 100,4 138,1 110,7 95,4 85,6
Апрель Тыс. 344,4 24,4 525,2 57,8 38,8 7,7 322,4 283,5 52,8
% 105,3 113,5 104,5 96,3 84,0 80,0 103,8 96,0 101,3
Май Тыс. 332,8 13,4 483,3 47,9 38,2 6,1 297,6 286,2 57,5
% 96,6 95,8 92,0 82,8 98,6 78,7 92,3 100,9 109,0
Июнь Тыс. 385,3 27,3 521,2 48,3 43,3 4,8 326,1 285,5 48,1
% 115,8 116,9 107,8 100,9 113,4 78,0 109,6 99,8 83,7
Июль Тыс. 457,4 31,7 526,1 41,4 35,9 4,9 328,7 282,6 42,9
% 118,7 116,0 100,9 85,8 82,9 103,3 100,8 99,0 89,2
Август Тыс. 404,8 40,9 516,0 43,0 30,3 3,7 323,9 285,2 41,2
% 88,5 128,9 98,1 103,8 84,5 75,3 98,5 100,9 96,1

*Тыс. человек

**В % к предыдущему месяцу

Уровень безработицы в РФ в I квартале 2009 года вырос на 33,9% до 7,107 млн. человек в годовом исчислении, по сравнению с предыдущим периодом - на 34,4%.

В конце I квартала 9,5% экономически активного населения классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных зарегистрированы 2,2 млн. человек, в том числе 1,9 млн. получают пособие по безработице. Численность экономически активного населения в I квартале составила 74,8 млн. человек, или более 53% от населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек

- как безработные с применением критериев МОТ.

Цифра безработицы в 9,5% от экономически активного населения РФ в целом по стране, как выяснилось, не мешает иметь безработицу выше 10% в пяти федеральных округах России.
Похоже страна на пороге великого переселения. Это не диковинка в мировой практике.[8]

В Ингушетии, по данным Росстата, проживает немногим более 490 000 человек. Из них 212 700 – экономически активное население в возрасте от 15 до 72 лет, из которых официально безработные 109 000. В целом по стране пока только 8000 безработных россиян воспользовались с начала экономического кризиса помощью властей для переезда на новое место работы.

Диаграмма 1 – Численность населения и территория на 1 января 2009 года [8]

Обещанных финансовых траншей переселенцам будет недостаточно. В случае если проект начнет реализоваться до весны 2010 года, этих денег не хватит даже для того, чтобы перезимовать на новом месте. В государстве, которое секвестирует дотации беременных женщин и инвалидов, переселенцам надеяться на дополнительную поддержку просто смешно. Эти люди готовы работать, но не смогут физически. [8]

Таблица 5 – Экономическая активность населения в возрасте от 15 до 72 лет (по данным выборочных исследований населения по проблемам занятости в среднем в августе сентябре 2009 года) [9]
22

Уровень экономической активности населения (%) Уровень занятости (%) Уровень безработицы (%)
Российская федерация 68,6 63,3 7,7
Центральный федеральный округ 69,1 65,4 5,3
Северо-Западный федеральный округ 71,7 66,4 7,3
Южный федеральный округ 65,9 59,1 10,4
Приволжский федеральный округ 69,0 63,6 7,8
Уральский федеральный округ 69,0 63,9 7,4
Сибирский федеральный округ 67,4 60,7 10,0
Дальневосточный федеральный округ 68,4 63,4 7,3


Как решать эту проблему? Есть приблизительные инструменты, которые используются во всем мире. Во-первых, это обучение – повысить квалификацию и дать человеку новую профессию. Если он два дня на производстве не занят, то может в это время поучиться. Но готов ли человек за дополнительные 5000 рублей в месяц убирать территорию или учиться? [9]

Программа переобучения в России в современном виде, с одной стороны, не настолько эффективны, как считает служба занятости, но, с другой стороны, и не настолько неэффективны, как полагают многие противники программ. Для некоторых категорий участников переобучение сыграло положительную роль. Более того, программы переобучения противодействуют структурной безработице, но могут оказаться неэффективны в активной фазе развития кризиса. В этих условиях более целесообразным представляются своевременное информирование об имеющихся вакансиях и материальная поддержка безработных. [2]

Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается

снижением производительности труда.
Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:

1. Рост безработицы. В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном законе « О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы составляет всего 8,2%, однако оценки, например, английских транзитологов определяют его в границах 30%.

Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений.

2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.

3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.

5. Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7 %) -находились в вынужденных отпусках.

6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.

7. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

8. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.

9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.

10. Существенные различия между общей численностью и официально

регистрируемой численностью безработных.

11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.[10]

Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов

В России растет задолженность по выплате заработной платы. Просроченная задолженность по заработной плате, по данным Росстата, на 1 мая 2009 года составила 9 млрд. 755 млн. руб., увеличившись на 8,3% по сравнению с 1 апреля 2009 года. Данные получены от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства.

Задолженность по состоянию на 1 мая 2009 года существовала перед 500 тыс. человек, из которых 51% - работники обрабатывающих производств, 12% - строительства, 10% - сельского хозяйства, 8% - транспорта, на долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг приходилось 3%. Просроченная задолженность по зарплате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 мая 2009 года составила 9 млрд. 269 млн. руб., или 94,5% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 апреля она увеличилась на 718 млн. руб. (на 9,5%).

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 486 млн. руб. и снизилась по сравнению с 1 апреля 2009 года на 50 млн. руб. (на 9,3%), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 219 млн. руб. (снижение на 11 млн. руб., или на 5,0%), бюджетов субъектов Российской Федерации - 152 млн. руб. (увеличение на 1 млн. руб., или на 0,8%), местных бюджетов - 115 млн. руб. (снижение на 40 млн. руб., или на 25,6%).

По данным Минздравсоцразвития, более 1,6 миллиона работников переведены на сокращенный рабочий день или отправлены в неоплачиваемые отпуска.

Вместе с ростом безработицы участились случаи нарушения трудовых прав работников. Большая часть нарушений связана с оплатой труда: невыплатой заработной платы и гарантированных выплат по листам нетрудоспособности, недовольством размера заработной платы.[5]

Сейчас время массовых увольнений, когда финансовый планктон тысячами выгоняли на улицу, а конвейеры на заводах останавливали, похоже, уходит. Еще в

феврале, по данным Росстата, считались безработными 7,1 миллиона россиян. А сейчас, осенью, -5,8 миллиона. Уровень безработицы упал с 9,4% до 7,7 от экономически активного населения. Уровень безработицы снижается уже несколько месяцев. Причем не редко на работу обратно принимают тех, кого в начале года уволили. Наблюдается рост запросов от компаний-работодателей. С апреля прирост вакансий составил 5%. Все больше требуется медиков и фармацевтов. Оживает банковский сектор. В последние полгода компании все чаще ищут директоров и менеджеров по маркетингу. Часть компаний добилась стабилизации на рынке и теперь думает о развитии. Вот и нанимают стратегов и аналитиков.

В целом с конца апреля до начала октября наблюдается снижение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, на 0,4% в неделю. За неделю с 28 октября по 4 ноября эта цифра почти не изменилась. Количество зарегистрированных безработных увеличилось на 0,1% — это меньше 2 тыс. человек по стране».[4]


2.2. Способы решения проблем на рынке труда.
Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Российское общество возлагает большие надежд на программы переобучения безработных как меру преодоления негативных последствий мирового экономического кризиса. В списке мер противодействия открытой безработице, озвученном руководителями Минздравсоцразвития, эти программы занимают первое место. Более того, планируется увеличение средств, выделяемых на активные программы содействия занятости населения. []

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на

вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Государство всячески помогает субъектам инвестиционного спроса повышать уровень жизни населения в условиях нарастающей безработицы и тем самым стимулирует потребительский спрос. [3]

Государство не способно уменьшить зависимость российской экономики от конъюнкатуры мирового рынка, создать условия, при которых частный бизнес не будет переводить свои денежные накопления за границу, игнорируя инвестиционные запасы национального рынка, а настоящие профессионалы захотят работать в России.

Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации легальной экономики в целом и отдельных рынков в частности. Следует учитывать, что в процесс институционализации могут формироваться не только эффективные институты. Например, институционализируются, наряду с легальными, и теневые рынки, и такие процессы, которые никак нельзя признать способствующими повышению эффективности экономики. [3]
28

Заключение.
В данной курсовой работе, я провела анализ теоретической и практической части.

В теоретической части я дала определение рынка труда, его сущность и особенности. Также в этой части я затронула тему безработицы, заработной платы на рынке труда.

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

В практической части я рассмотрела важные проблемы, сегодняшнего рынка труда и способы их решения.

В ходе практической части, было выявлено, что из-за экономического кризиса происходит сокращение неэффективных сотрудников, перевод слабоэффективных работников на сокращенную неделю. Компании пересмотрели свою кадровую политику, снизив всем без исключения, ранее завышенные заработные платы. Но все-таки даже в нелегкой экономической ситуации многие фирмы продолжают поиск высококвалифицированных сотрудников, способных приносить реальный доход компании.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой вмешательства государства в экономику, для стабилизации ситуации на рынке труда, в нынешних условиях финансово-экономического кризиса. В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу обеспечивается и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

Еще был рассмотрен вопрос дальнейшего развития рынка труда. И здесь была отмечена, абсолютно противоположная сегодняшней массовой безработицы тенденция, а именно, речь идет о демографической ситуации, сложившейся в начале прошлого десятилетия. Произойдет резкий дефицит трудовых ресурсов, что потребует и от государства, и от работодателя другого, абсолютно иного подхода к поддержанию баланса на рынке труда.
29


Список использованных источников.
1. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

от 11.04.96 г.

2. Денисова И, Карцева М. Программы переобучения – панацея для российского рынка труда? //Вопросы экономики. -2009. - №4. – с. 104-112.

3. Евстигнеева Л. Евстигнеев Р. Стратегия выхода России из кризиса//Вопросы экономики. 2009 - №5. с.47-57.

4. Миронов Н. Россия вернулась к станку?//Комсомольская правда. 2009. – 26 ноября-3декабря. с.4.

5. Пелявина И. Делу не время!//Коммерсант. 2009. - №222. с. 13

6. Петров Н. Минздрав предупреждает: не увольнять!//Экономика и жизнь. -2009. №38 с. 1.

7. Петров Н. Минздрав предупреждает: не увольнять!//Экономика и жизнь. -2009. №38 с. 3.

8. Топилин М. Безработица//Экономика и жизнь. -2009-№45. – с.21.

9. Топилин М. Экономическая активность населения //Экономика и жизнь. -2009-№45. – с.21

10. Интернет сайт: http://otherreferats.allbest.ru.

11. Интернет сайт: Slon.ru //Безработица в РФ в октябре выросла до 7,7%.



3685708957358022.html
3685743267456620.html
    PR.RU™