ВОПРОС 51. Бюджетные дефициты

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Почти во всех странах имеет место значительное превышение го­сударственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов. Важнейшей причиной этого является возрастание роли государства в различных сфе­рах жизни, расширение его экономических и социальных функций, увеличение военных расходов, численности го­сударственного аппарата. Возрастание бюджетных расходов отнюдь не компенсируется увеличением налого­вых поступлений, в силу чего возрастание бюджетных дефицитов приобрело хронический характер и огромные масштабы.

В основе хронической дефицитности государственных бюджетов лежит множество причин. К их числу относятся уже отмеченные выше структурные факторы, обусловлен­ные резким расширением экономических и социальных функций государства, что влечет за собой увеличение его расходов на эти цели. Динамика бюджетных дефицитов отражает и текущие колебания хозяйственной конъюнктуры, периодические спады и подъемы производ­ства. В периоды циклических кризисов перепроизводства уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет. В то же время государство вынуждено увеличивать свои расходы на социальные нужды, а также для поддержания определенных секторов экономи­ки, сохранения объема инвестиций в отраслях, имеющих общегосударственное значение.

Важнейшим условием финансирования бюд­жетных дефицитов стал государственный кредит. Под го­сударственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых госу­дарство выступает в качестве заемщика или кредитора.

Основная форма государственного заимствования фи­нансовых ресурсов – это выпуск государственных займов. В ходе их размещения государство привлекают временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределе­ние денежных ресурсов от их частных владельцев к госу­дарству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов по государственному долгу является одной из главных расходных статей бюджета.

Учитывая казначейские обязатель­ства, банк выпускает в обращение дополнительную массу платежных средств, не связанных с увеличением товарной массы. В таком случае финансирование государственного бюджета оказывает прямое инфляционное воздействие на денежное обращение. Рост денежной массы при этом не сопровождается увеличением действительного бо­гатства общества. Происходящая в таком случае «монетизация государственного долга» представляет собой ситуацию, когда финансиро­вание чрезмерных государственных расходов становится непосредственной причиной подрыва устойчивости денеж­ного обращения.



В условиях недостаточного спроса и понижения общего уровня экономической активности осуществляются меры по увеличению бюджетных расходов и снижению налогов. Форсирование государственных расходов увеличивает общий объем совокупного спроса. При этом увеличение государственных расходов при снижении налогов неизбеж­но увеличивает дефицитность государственных бюджетов и создает предпосылки для усиления инфляционных про­цессов.

Возникновение такого рода излишков расходов над до­ходами получило название активных бюджетных дефицитов. Вто же время дефициты, вызванные сокращением госу­дарственных доходов в результате падения экономической активности, получили название пассивных дефицитов.


3689176352472677.html
3689223578437581.html
    PR.RU™