Лиса и гуси

Особенности игры и ее воспитательное значение

Эта игра — вариант народной игры. Она нацелена на воспитание у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. Но главная цель этой игры — воспитать желание помочь другому. Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе).

Игра носит сюжетно-ролевой характер, что помогает успешному решению игровой задачи. Участие в игре имеет важное значение для нравственного воспитания детей, причем не только того, кто выручает и учится помогать другому, но и того, кого выручают. Помощь всей группы вселяет в ребенка уверенность, что его не оставят в беде и не осудят за его слабости (неловкость, неумение избежать опасности).

Описание игры

В игре принимает участие вся группа. Выбирается лиса, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяйкой которых становится воспитатель. Игра начинается с организации игрового пространства. На земле чертится две черты на расстоянии 25—30 шагов друг от друга. За одной из них — дом хозяйки и гусей, а за другой — луг, где пасутся гуси. В середине между этими чертами, сбоку обозначается кружком нора лисы.

После такой подготовки хозяйка провожает гусей на луг. Некоторое время гуси свободно двигаются на лугу и щиплют траву. По зову хозяйки гуси выстраиваются у черты

126

(границы луга), и между ними происходит следующий всем знакомый диалог:

Хозяйка: Гуси-гуси! Гуси: Га-га-га. Хозяйка: Есть хотите? Гуси: Да-да-да! Хозяйка: Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяйке, а лиса их ловит. Когда лиса осалит 2—3 гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяйка проверяет, все ли гуси прибежали домой, и отмечает, кого не хватает. Она предлагает детям пойти и выручить всем вместе своих гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе и говорят: «Лиса-лиса, отдай наших гусят!» — «Не отдам», — говорит лиса. «Тогда мы сами их у тебя отнимем!» Воспитатель становится впереди всех и предлагает детям встать за ним гуськом и крепко охватить друг друга за талию. Затем хозяйка берет лису за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко! Тянем-потянем. Ух!!!» Все участники, крепко упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слово воспитателя «по-тя-нем» (2—3 раза). Как только лиса под нажимом этой цепочки делает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой.

После этого выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.

Правила игры

1. Гусям бежать домой, а лисе ловить гусей разрешается только после слов хозяйки «Ну, летите!»

2. Лиса ловит гусей, дотрагиваясь до бегущего. Пойманный гусь остается на месте, и лиса отводит его в свою нору.

3. На выручку пойманных гусей отправляются все гуси вместе с хозяйкой.

4. Как только выручающие перетягивают лису (она делает шаг вперед), пойманные гуси считаются свободными. Воспитатель является непосредственным и активным участником этой игры. Эмоциональный характер поведения хозяйки должен служить примером для детей, заражать их стремлением выручить попавших в беду гусят, показать нравственный смысл совершаемых поступков. Но, чтобы помощь детей не превратилась в свалку, т. е. чтобы они не



127

упали, перетягивая лису, нужно показать, как сохранить устойчивость во время перетягивания (расставить ноги, одна нога немного сзади, а руки крепко держат партнера за талию). Особенно важно, чтобы первый ребенок крепко держался за воспитателя. Тогда вся цепочка будет устойчивой.

В конце игры, после того как гуси победили лису, важно донести до сознания детей, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.


3689760952124534.html
3689777362845564.html
    PR.RU™